Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой) : всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная) .

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространствохарактеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Времяхарактеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время — не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Загрузка…

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений) , трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность. (равноправие всех моментов) ,, одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом ее существования. Движение материи — абсолютно, ее покой — относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием «перемещение», а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином «изменение», приходим к следующему выводу.

Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь».

Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что матерая не может существовать без движения.

Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля) . Утверждение будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения.

В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение – производно. Оно как бы подчинено материи.

Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, выдвинутой немецким ученым В. Оставальдом. В своей теории В. Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма) . Как известно, энергия — это физическая мера движения. В. Оставальд же объявляет энергией все, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание — все это энергия, а следовательно материя и сознание являются производными от энергии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства — процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна Е =mс 2 (здесь Е — энергия, m — масса, с — скорость света в вакууме) . Однако эти попытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении.

С физической точки зрения эта формула отражает пропорциональность взаимосвязи массы вещества и энергии ее межатомных связей и коэффициентом этой пропорциональности является квадрат скорости света в вакууме) .

С философской же точки зрения она лишь подтверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т.п.) . И, наконец, эта формула, подтверждает принципиальное положение материалистической философии о возможности превращения всего во всё, а том числе и вещества в поле.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения) . Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления) .

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка. а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи,. диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) — в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд — в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений — в общественном развитии и т.. п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы. движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) — это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенное законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.

  1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.
  2. Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.
  3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.
  4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.
  5. Социальное движение (все изменения в обществе) .

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

  • пространственное перемещение;
  • электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
  • гравитационную форму движения;
  • сильное (ядерное) взаимодействие;
  • слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона) ;
  • химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов) ;
  • геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах — материках, слоях земной коры и т.д.) :
  • биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д. ;
  • социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе) .

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно. вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется,. что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессора эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Разумно такое определение: «… Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении»; «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической) .

Билет15

  1. Какова роль синергетики в современной научной картине мира?

Современную картину мира называют естественнонаучной, т.к. возникла в рамках естествознания. Она является результатом синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех естественных наук в целом.

Современные представления о мире практически целиком сложились на основании достижений науки ХХ века.

Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, а квантовая механика — причинно-следственных связей.

Современная космология нарисовала историю эволюции Метагалактики, раскрыла единство и целостность космоса, проявляющиеся, прежде всего, во взаимосвязи фундаментальных физических взаимодействий.

Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, соединила идеи эволюции и генетики в новую синтетическую теорию, на основе которой удалось понять механизмы образования и изменения живых организмов.

Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе.

Математика, химия, информатика, языкознание, психология и другие науки также внесли немалый вклад в современную научную картину мира.

Имеются все основания для того, чтобы сказать, что не в одном прошлом столетии наше понимание мира не претерпело столь значительных изменений в результате развития науки. Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности, но и для духовной жизни, для формирования современного мировоззрения.

Широкое применение науки и техники раскрыло не только их огромные созидательные возможности, но и продемонстрировало всем, что они могут быть использованы и против человека.

Неотъемлемой частью современной картины мира являются глобальные проблемы, выражающие глубинные противоречия современного этапа единого исторического процесса развития. Это, несомненно, отражается и на мировоззрении современной эпохи. Ведь недаром высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные одежды.

В настоящее время приходит осознание, что мир является нелинейным. Нелинейность присуща не только физическим процессам. Все глобальные процессы — экономические, социологические, демографические, экологические — описываются нелинейными законами. Процессы самоорганизации материи активно исследуются в естествознании. Показано, что новые структуры могут возникать в точках ветвления системы, когда становится существенным выбор решения и пути развития, а в промежутках между ними поведение системы описывается обычными причинно-следственными законами. Все это свидетельствует в пользу единства естествознания.

Человечество подошло не только к рубежу тысячелетий, но и к границе нового периода всей своей истории. Без преувеличения это новый этап антропогенеза. Если в прежних картинах мира человек изучал окружающий мир вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения, то современная картина мира создается уже изнутри — человек становится неотъемлемой частью создаваемой им картины.

В сценарии современной картины мира как следствие эволюции антропогенеза появляется важнейшая составная часть — глобальные проблемы.

Таким образом, современная естественнонаучная картина мира, опираясь на научные достижения современного естествознания, является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира.

2.В чем состоит новизна основных идей и тенденций гуманизма Ренессанса?

Гуманистические идеи эпохи ренессанса

Возрождение — новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.

Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе и мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, формировавшие современное государство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. На основе этого и возникла открыто враждебная феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке). Сам термин «Возрождение» появился уже в 16 веке, в частности у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников. Вазари рассматривал свою эпоху как время возрождения искусства, наступившего после многовекового господства искусства средневековья, которое ренессансные теоретики считали временем полного упадка.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве. ЕЕ достижения — это достижения гуманистической культуры и реалистичного искусства, которые утверждают красоту и достоинство человека, познающего красоту мира, осознавшего силу творческих возможностей своего разума и воли.

В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда познания реального мира и восхищения им привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников.

На смену средневековой культуре пришла новая, светская, свободная от церковной догматики и схоластики гуманистическая культура. С того момента, когда светское начало вытесняет религиозное, сохраняя от него лишь внешние сюжетные мотивы, когда интерес к реальной жизни, к ее основным проявлениям одерживает победу над религиозными представлениями, когда сознательное личное творческое начало берет верх над безличными сословными традициями и предрассудками, тогда наступает эпоха Возрождения, в основе которой лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил.

В Италии, где Ренессанс получил наиболее полное и последовательное развитие, его эволюция происходила через следующие этапы: так называемый Проторенессанс («предвозрождение»), то есть подготовительный период, когда обозначаются первые признаки, предвещающие наступление художественного переворота. Культура раннего Возрождения наиболее последовательно и полно раскрылась в искусстве Италии и охватывает собой весь 15 век примерно до 80-90-х г.г.

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры. Проводники новой культуры называли себя гуманистами, производя это слово от латинского humanus — «человечный», «человеческий». Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут.

Если обратить внимание на то, как итальянцы понимают любовь, нравственность, религию, если рассмотрим их взгляды на жизнь, — мы в бесчисленных глубоких чертах подметим тот же самый род или склад воображения. Отличительная его черта — вкус к порядку, то есть к гармонической и строгой форме, более живописно и менее умозрительно, более определенно и изящно. Оно лучше понимает человека, нежели природу, лучше понимает человека в обществе, нежели человека — варвара.

Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии: сфера ее распределения охватила многие из стран Европы. При этом в той или иной стране отдельные этапы эволюции ренессансного искусства находили свое преимущественное выражение. Но в Италии новая культура не только зародилась раньше, чем в других странах, — сам путь ее развития отличался исключительной в своем роде последовательностью всех этапов — от Проторенессанса до позднего Возрождения, причем в каждом их этих этапов итальянское искусство дало высокие результаты, превосходящие в большинстве случаев достижения художественных школ других стран. Благодаря этому ренессансная художественная культура достигла в Италии особой полноты выражения, выступая, так сказать, в своей наиболее цельной классически законченной форме.

Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть».

Знаменитый гуманист Пико делла Мирандола восторженно утверждает: «о дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет» [19, с. 120]

Исследователи этой эпохи сходятся в том, что она изобиловала противоречиями. По свидетельству, папа Александр 6, убийца, грабитель и развратник, был как государственный деятель наделен блестящим талантом и ратовал не только за собственное благополучие и возвеличивание своего дома, но и за подчинение Риму разрозненных феодальных княжеств, то есть за объединение Италии.

Макиавелли был пламенным патриотом и если в политике оправдывал любые средства для достижения цели, то заветной целью его было единство отечества.

Вот в каком сложном мире работали великие художники Возрождения. Они упорно воплощали в искусстве тот идеал, о котором мечтали и в торжество которого они верили, хоть он и оказывался несбыточным. Они как бы завершали в искусстве то, что в жизни оставалось неосуществленным.

Огромная роль для итальянского искусства глубоко разработанных гуманистических представлений проявилась уже в том доминирующем положении, которое нашел в нем человеческий образ. Одним из показателей этого было характерное для итальянцев преклонение перед прекрасным человеческим телом, которое рассматривалось гуманистами и художниками как вместилище прекрасной души. Окружающая человека бытовая и природная среда в большинстве случаев не стала для итальянских мастеров объектом столь же пристрастного внимания.

Личность — во всей своей неповторимости раскрывающаяся в искусстве! Итальянские художники Возрождения творили в духе своей эпохи, но как раз этот дух наделял их творческой свободой, и потому каждый, выявляя свое, несчетно обогащал наши собственные восприятия и представления.

Об этом хорошо сказал крупнейший французский писатель начала 20-го века Марсель Пруст: «Для писателя, равно как и для живописца, стиль — это не вопрос техники, а видения. Благодаря искусству, вместо того, чтобы видеть только один мир, наш мир, мы видим, как он множится, и в нашем распоряжении столько же миров, сколько на свете оригинальных художников».

Билет 16

1. Вопрос о смысле человеческого существования до сего времени является предметом обсуждения. Какие основные ответы на этот вопрос существуют в философии?

Рассматривая вопрос о смысле человеческого существования, можно сказать, что в различные эпохи он был одним из самых насущных. Действительно, каждый человек в какой-то момент своей жизни задается философским вопросом: «Для чего жить? Есть ли смысл в жизни вообще?».

Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса.

Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; стоики — в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001. C. 147-152..

До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем». В современной христианской православной традиции провозглашается: если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966. Т. 2. С. 117., Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967., Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 3. С. 36—37., Ницше — в «воле к власти» Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8—9., английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха Милль Дж. Ст. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Прогресс-Традиция, 1995. С. 124..

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти» Замалеев А. Ф.Лекции по истории философии XI—XX вв. СПб., 2001.С. 241-249.. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые «ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций)» Фромм Э. Человек — волк или овца?//Философская антропология. Ч. II. — Йошкар-Ола, 1998. — С. 98-99. , считает Э. Фромм. Существование, по Фромму, есть «раскрытие специфических сил организма», т.к. «все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей» Там же. С. 100-102.. Исходя из этого, Э. Фромм обозначает цель человеческой жизни, как раскрытие сил и возможностей индивида в соответствии с законами его природы.

Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.

2.Каково своеобразие и основные этапы развития отечественной философии?

Основные этапы развития русской философии

Первый этап (XI–XVII вв.) включает два периода – древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси.

Русская философия возникла в Киевской Руси в ХI в., причём, начало процессу было положено крещёнием в 988 году и обретением письменности. Это в свою очередь предопределило воздействие византийской культуры и философии на формирование философской мысли. До XVIII в. развитие философии шло преимущественно в рамках религиозной традиции либо в различных формах протеста против этой традиции, т.е. в различных ересях.

Одна из первых попыток изложения начал практической философии была предпринята в «Поучении» князя Владимира Мономаха, содержащем этический кодекс поведения мирян и одновременно определённые рекомендации политического и экономического характера.

В XIV в. значительное влияние на русскую мысль оказал исихазм (от греч. isixia – безмолвие), пришедшеё из Византии религиозное движение, включавшеё практику безмолвной монашеской молитвы, учение о взаимодействии бога и мира, бога и человека как творения бога. В этот период начинается изучение природы души и страстей человеческих, влекущих человека ко греху.

В XV–XVI вв. представители «новгородско-московской ереси» принесли на Московскую Русь идеи политической философии, содержащей мысли об идеале государя, советующегося с приближёнными, но больше полагающегося на тайное искусство управлять.

Параллельно выкристаллизовывалась мысль (особенно после захвата Константинополя турками) об исключительности исторического места России как центра православия, а светской власти – как его оплота. Это нашло своё выражение в концепции игумена одного из псковских монастырей Филофея о том, что «Москва – третий Рим».

В царствование Ивана IV получили дальнейшеё развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников. XVII век, особенно, период после завершения смутного времени, отмечен формированием идеи мирской ответственности «всей земли», а не только царя за состояние дел в государстве. Новые взгляды на царскую власть высказывал патриарх Никон, утверждавший приоритет духовной власти в сравнении со светской. Этот период также отмечен рождением идеи самобытности славянского мира, развитой Крижаничём, который одновременно высказывал мысли о превращении Руси в объединителя всёх славян.

Второй этап (XVIII в. – первая четверть XIX в.) соответствует культуре эпохи Ренессанса. Реформы Петра I явились важным поворотом в развитии русской философской мысли. Немалое значение имел уже сам факт смены идеала православной «Святой Руси» идеалом сильного светского государства. Оригинальные и вместе с тем выходящие за рамки богословской традиции философские взгляды развивают М.В. Ломоносов (1711–1765), Г.С. Сковорода (1722–1794) и А.Н. Радищев (1719–1802). М.В. Ломоносов развил основы «корпускулярной философии», искал возможности примирения религии и науки при сохранении самостоятельности последней.

Г.С. Сковорода, выпускник Киево-Могилянской академии, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия в мире((6.4). Проблему человека, его души особенно подробно рассмотрел А.Н. Радищев в своём труде «О человеке, его смертности и бессмертии», обнаружив при этом основательное знакомство с западноевропейской философией. Рассматривая человека в его связях с природой, А.Н. Радищев одновременно подчёркивает его способность видеть во всём присутствие бога. Он приводит доводы как в пользу смертности души, так и её бессмертия, придерживаясь в своей философии деизма.

Третий этап (ХIX в.). Вторая четверть XIX в. открывает важнейший период в развитии русской философии. Оригинальность идейного содержания и вместе с тем более тесная связь с проблематикой западноевропейской философии нового времени – таковы её харак

терные черты. Русская философия этой поры предстает как многообразие доктрин и учений, группирующихся вокруг полюса целостности с упором на религиозные ценности, монархию и общинное начало и полюса индивидуальности с акцентом на самоценности личности, на материалистических установках и т.д. У истоков философии этого этапа стоял П.Я. Чаадаев (1794–1856), автор «Философических писем», в которых он выступает как критик самодержавия. В его взглядах сочетаются элементы философии целостности, поскольку он возлагает надежды на религию и философию индивидуальности, отстаивает самоценность личности ((6.3).

В 30–40 г. названные выше полюса оформляются окончательно и открыто противостоят друг другу. С одной стороны, это славянофилы (И.В. Киреёвский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков). Всё они тяготеют к полюсу целостности. Отрицательно и критично относясь к существующим российским порядкам, они в то же время акцентировали внимание на самобытности России. В качестве её идеальных устоев славянофилы рассматривали православие как мировоззренческую базу((1.2); монархию – в качестве политической основы и наилучшего государственного устройства и, наконец, крестьянскую общину как сочетание личностного и коллективного начал в жизни крестьян.

На противоположном полюсе группировались западники Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен – философы светские, тяготеющие к материализму и атеизму ((1.4). Они положили начало традиции русского просвещёния, осознали необходимость развития и обогащения российской культуры. Идеалы и ориентиры западников решительно отличаются от установок славянофилов: ставка не на религию, а на науку, взгляд на человека не с позиций религии, а с позиций физиологии и антропологии. Это отчётливо видно у А.И. Герцена, аналогичные взгляды развивает В.Г. Чернышевский. Наконец, ставка на демократию, на утопический социализм и революционное действие.

Особое место во второй половине XIX века занимает религиозная философия. Один из её представителей К.Н. Леонтьев предлагал ужесточить религиозные требования к человеку, настаивал на сохранении монархии, православия в качестве суровой аскетической веры и, наконец, поземельной общины.

Продолжая линию религиозной философии, Н.В. Фёдоров и Л.Н. Толстой особое внимание уделяют религиозно-нравственным проблемам. Однако достижение этой цели они мыслят по-разному. Л.Н. Толстой – через рациональную религию как синтез христианства и восточных религий, как новое жизнепонимание, основанное на любви к человеку и непротивлении злу насилием. Н.Ф. Фёдоров, напротив, ищет опору в православии, а братство людей достигается, согласно его взглядам, на путях «всёобщего синтеза», объединяющего теоретический и практический разум, бога, человека и природу, науку и искусство в религии.

Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В.С. Соловьёва. Социальный идеал Соловьёва – свободная теократия или всёленская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 89 = 91