ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА У ТУРГЕНЕВА. 4 страница

Всё кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку; а нельзя — ну и не надо, отвернись — земля не клином сошлась, » — в своей первой части изжил себя. Как это не тяжело осознавать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего. «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у неё вместе с Аркадием, но для него и для неё прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собой тоном рассудительных и солидных людей, » — отмечал Д.И. Писарев.

Но так ли это? Так ли уж всё спокойно в отношениях между Базаровым и Одинцовой? Уж не просмотрел ли Писарев какие – то глубинные процессы, которые привели к гибели Базарова? Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь его принципы определяют смысл его жизни, и вдруг…

Он нарушил этот принцип; знал, что «толку» от Одинцовой не добиться, а всё равно опять к ней поехал. Базаров полюбил Одинцову сильно, поэтому, может быть, и тешил себя тем, что мог обмануться в её холодности… Вдруг она всё же окажется лучше, вдруг при новой встрече она всё-таки произнесёт ожидаемые им три слова. Он подверг жестокому испытанию всё своё мировоззрение: ведь если стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всего остального. Не так-то легко было Базарову решиться на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи? Базаров теперь пробыл у Одинцовой недолго, но был бы рад пожить здесь подольше, затем и приехал, но понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему, потому и побыл недолго.

Но интересное всё же произошло. Вспомните, Тургенев говорит, что после какой-то одной фразы Базарова, сказанной им на следующий день после приезда, лицо Одинцовой «…попеременно краснело и бледнело». Что случилось? Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия: «Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет». То, что Одинцова после этих слов вдруг покраснела, обожгло Базарова догадкой, что он тешил себя надеждой зря: сейчас он попал в самый центр её души, которой стало неуютно, потому что собеседник бесцеремонно выявил в ней сокровенное: культ денег. Базаров наконец-то понял Одинцову, и это подтверждается тем, что он тут же говорит ей: «Прощайте. Желаю вам окончить это дело самым приятным образом». Об этом свидетельствует и ещё один эпизод: «Одинцова посмотрела на Базарова. Горькая усмешка подёргивала его бледное лицо. «Этот меня любит!» — подумала она. И жалко ей стало его, и с участием протянула он ему руку. Но и он понял её. «Нет! — сказал он и отступил на шаг назад. — Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

Какое же представление сложилось у вас о Базарове? Что можно сказать об отношении Базарова к себе, к Аркадию, родителям, людям? Были ли у этого человека какие-либо привязанности? Что за человек Евгений базаров?

Он нигилист, отрицает всё: религию, строй, сословные различия, горячо любит науку, готовит себя в уездные лекари. Сколько знаний ему надо! Химия, физика, естественные науки – всё пытается узнать Базаров. Любит работать. В Марьине работал: изучал анатомию, резал лягушек. Для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Его наука основана на опыте. Он ставит медицину на научную основу. Сфера научных интересов Евгения широка, он теорию связывает с практикой. Базаров не может жить без дела. Живя в имении родителей, занимается медицинской практикой. Анатомирует крестьянина, больного тифной горячкой. Видит безобразное состояние медицины в русской провинции, умирает от заражения крови.

— Это так. Но, прежде чем дочитать последние, самые горькие и самые высокие страницы романа, давайте подумаем, какую роль в смерти Базарова сыграла Одинцова и сыграла ли она роль вообще?

Загрузка…

Одинцова нанесла ему смертельную рану. Вот кто оказался главным препятствием на пути Базарова. Её отказ можно мотивировать так: научитесь сначала хотя бы быть внешне привлекательным научитесь быть хитрым, ловким (синоним «ловкачом») — вот тогда вы станете бессмертным. (Вспомните историю замужества Одинцовой и разговоры, которые дало это замужество). Вот теперь понятно, почему Базаров был таким рассеянным. Просто невозможно поверить, чтобы такой волевой и сильный человек, как Базаров, блестящий практик, с такими могучими руками, мог глупо, случайно пораниться. В том-то и дело, что теперь он постоянно думал о чём-то своём, имевшем большое значение в его жизни: он, образно говоря, поставил на карту незыблемость своих принципов, когда поехал в третий раз к Одинцовой, надеясь на лучшее, и потерпел сокрушительное поражение. Вот почему он не находил себе места! Вот почему он, как раненый зверь (а ведь называет же Катя его и Одинцову хищниками), направился домой залечивать рану.

Но и это ещё не всё. И если речь зашла о хитрости, то не обнаружил ли Базаров эту черту в Одинцовой? Вспомните: «…лицо Одинцовой попеременно краснело и бледнело…» Ясно, почему оно краснело. А вот почему бледнело?

Конечно, ей было приятно видеть в Базарове льва у своих ног. Когда же лев показал когти, она испугалась, но опять-таки не самого льва, т.к. не считала себя слабее, а того, что своим поступком он застал её врасплох, выявил её отношение к нему как интригу, выявил неискренность, игру (любимый отец был игроком). Она испугалась того, что Евгений раскрыл её хитрость, и ей стыдно. Вот почему её лицо то краснеет, то бледнеет. Подтверждает это всё вроде бы не обнаруживаемая сразу дуэль между Базаровым и Одинцовой, начавшаяся после его «разгадывающих» слов о возможности помолвки Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу не распознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ним и Катей: «Как это я ничего не видела? Это меня удивляет!» -говорит она, пытаясь смеяться, но всё-таки отворачивается. И здесь Базаров замечает: «Нынешняя молодёжь больно хитра стала.» Он тоже начинает смеяться. Но над кем? Над Одинцовой, забавляясь тем, что на всякого мудреца довольно простоты. А дальше идут очень интересные слова: «Разве вы уезжаете? Отчего же вам теперь не остаться? Останьтесь…с вами говорить весело… точно по краю пропасти ходишь. Сперва робеешь, а потом откуда смелость возьмётся. Останьтесь». Как нужно было Одинцовой, чтобы Базаров остался! Даже после очередных его «нет» и «нет» она всё равно настаивает: «Я убеждена, что мы не в последний раз видимся,» — и сопровождает эти слова невольным движением. Да разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причинённые неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность? И вот они всё-таки встречаются, хотя и при трагических для Базарова обстоятельствах.

Каков же Евгений в последние минуты своей жизни? Как он ведёт себя?

Он ясно осознаёт неизбежность конца, понимая, что у него заражение крови, и следит за развитием болезни. «Умереть так, как умер Базаров, — это значит совершить подвиг».

Прочитайте текст:

1). со слов: «Базаров вдруг повернулся на диване…» до слов «… так и рухнулся на колени перед образами» (глава 27);

2). со слов «Ночь была нехороша для Базарова…» до слов «… не мешай мне…»

3). со слов: «она взглянула на Базарова…» до слов «… теперь темнота…»

Почему смерть Базарова критик называет подвигом? Мужество, с которым он умирает (вспомните « до сих пор не трушу») достойно восхищения.

Он нигилист, и остаётся до конца, до последней минуты, верен себе.

Верно ли это? Сохраняя свои убеждения, отрицает Бога, религию и всякий идеализм. Церковь отрицает смерть, считая, что есть вечная жизнь, а Базаров говорит, что смерть отрицает человека целиком. Базаров деликатно уклоняется от причастия: что будут делать с телом материалиста при соборовании ему всё равно.

Умирая, человек хватается за последнюю соломинку. Умирать Базарову не хочется, но он понимает, что умирает, и ни во что больше не верит. Он невольно задаёт себе вопрос: «А нужен ли я России? Нет, видно не нужен».

С этим человеком, умирающим как герой, с которого вся шелуха опала, любящим, страдающим сыном и человеком, талантливым учёным и блестящим практиком, Тургенев не знает, что делать. Смерть его подвиг, апофеоз всех демократических сил. Базаров много думал, ничего не сделав. Он признаёт себя неудачником. Смерть Базарова — это идейное отрицание социальной перспективы героя.

Критика противоречиво встретила роман. Писарев приветствовал его, Чернышевский умолчал, Антонович написал статью «Асмодей («чёрт», «дьявол») нашего времени», в которой разгромил роман, назвав его клеветой на молодое поколение. Писарев же ответил ему: «Базаров наш. Не признавать его представителем новых людей мы не можем, не имеем никакого права. Такие, как Базаров, способны разрушить тёмное царство и повести за собой людей. Он созидатель».

Сам Тургенев писал, что слово «нигилист» надо читать как слово «революционер», но считал, что хоть Базаровы и пришли, но время их ещё не пришло).

Как же складывается судьба героев после смерти Базарова?

Аркадий живёт благополучно, превратившись в рьяного хозяина, поженились Николай Петрович и Фенечка, они тоже счастливы. Драматична судьба Павла Петровича, который уехал за границу и имеет воспоминания о родине в виде пепельницы — мужицкого лаптя. Одинцова вышла выгодно замуж и , как пишет автор, «… может быть, доживёт до счастья, до любви…»

Кстати, почему Одинцова поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание? Или жалость? Но не любовь. Базаров по-прежнему любит её так же сильно, требует её присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе и ей, что ничто не может это чувство сломить, что он верен себе даже сейчас. И, если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что всё-таки сильнее её. Но она его поцеловала и не позволила Базарову ещё раз доказать своё превосходство, как тогда , когда она «краснела и бледнела», т.к. она понимала, что это её последний шанс утвердить своё душевное равновесие, нарушенное им.

Если же говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех. Вспомните его последние слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет». Он и умер в темноте, и никто не увидел его слабым — в предсмертной агонии. Это была дуэль на равных, до последней минуты

Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Евгения в её тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых, таких, как Евгений, заблуждающийся, замахнувшийся на непосильные задачи человек. Базаровы нужны для того, чтобы напомнить людям о долге, о совести, о важности убеждений, о том, чтобы прожить осмысленно, о смысле жизни. Они. Базаровы, бессильны сделать жизнь гармоничной , но они стимулируют вечное движение человека к возвышенному и прекрасному.

Сочувствует ли автор смерти Базарова? Безусловно. Приближение смерти делает Евгения естественнее, непринуждённее, всё условное, всё внешнее снимается. Остаётся только сила убеждения и сила чувства.

Лекция № 4 «И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Задания:

1. Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенев

2. Чтение романа «Отцы и дети »

3. Конспект лекции

4. Сочинение на одну из выбранных тем.

5. Конспект статьи Писарева «Базаров»

Темы сочинений

  1. Конфликт Е. Базарова с миром отцов (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
  2. Базаров и родители (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
  3. Роль пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
  4. Базаров и герои предшествующей эпохи.
  5. Женские характеры в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 71 = 74