Психолого – педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста

Психолого – педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста

Читайте также:
  1. I. Общая характеристика
  2. II. Психолого-педагогические основы работы в ДОД.
  3. III. Функции политологии. Возрастание роли политических знаний в жизни общества.
  4. III.3.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУНГЛОБУЛИНОВ — АНТИТЕЛ
  5. VI. Речь прокурора. Характеристика
  6. Агрегатные состояния вещества и их характеристика с точки зрения МКТ. Плазма. Вакуум.
  7. Активные операции коммерческих банков и их характеристика

ВВЕДЕНИЕ

В современном Российском обществе наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-психологической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д.

Таким образом, изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла требует дополнительного исследования.

Объектом исследования данной работы является влияние рисунков в социально – психологической работе с детьми — сиротами.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что терапия при помощи рисунков (изотерапия) в социально – психологической работе с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей является необходимым звеном для развития личности детей сирот.

Цель исследования: определить роль рисунков (изотерапии) в социально – психологической работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Задачи работы:

1. Дать психолого – педагогическую характеристику детям – сиротам различного возраста.

2. Определить особенности социально – психологической работы с детьми – сиротами;

3. Дать характеристику арттерапии в работе с детьми сиротами;

4. Рассмотреть особенности изотерапии в работе с детьми сиротами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ

Психолого – педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в сиротских учреждениях отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из СУ значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье. [1, с.5-13]

Загрузка…

Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из СУ, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Дети подросткового возраста. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из СУ показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками из СУ составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:

— неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

— нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

— низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

— слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

— потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

— неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;

— несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;

— несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );

— низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

— склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. [14,с.66-80]

В плане изучения специфических особенностей формирования личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, имеют не мало важное значения его стремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. его отношение к своему будущему. Одна из обязательных потребностей человека – определения своего места в жизни, осознание своей личной значимости, собственного Я. Многие психологи подчеркивают, что развитию личности прежде всего способствуют осуществлению задач будущего «Направленность личности на чрезмерно конкретное будущее может с большой долей вероятности вызвать развитие депрессивного состояния – либо в результате недостижимости цели, поставленной в столь конкретной форме, либо в следствии внутренней опустошенности после достижения узенькой мечты жизни [24]».


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 64 = 67