Специфика телевидения (экранность, вездесущность, непосредственность, симультанность).

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения: 1 – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения. 2 – способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Экранность — телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории. 3 – способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии в момент совершения действий. Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений — непосредственность. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это две стороны одного феномена. Он проявляется в реальных программах не постоянно, однако имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обусловливает особую достоверность телевизионного зрелища. Вся телепрограмма разворачивается одновременно и параллельно с текущей жизнью реальности, находя такие параллели, о которых создатели фильма даже не могли предположить. Телевидение свободно приходит в каждый дом. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры – интервью, репортаж, комментарий и др. – обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик. Произносимые слова воспринимаются в неразрывной связи с эмпирической личностью произносящего. По мере развития телевизионной журналистики стало выясняться, что воздействие сообщения на аудиторию усиливается (или, наоборот, уменьшается) свойствами личности автора.

Технология цифровой печати. Виды печатных машин: тигельные, плоскопечатные и ротационные.

Самой совершенной сегодня считается цифровая печать. Ее основоположником был Николас Неропонте. Ее печатная форма переменная. Это позволяет не менять весь лист, если там ошибка. Печать происходит следующим образом: на селеновом барабане формируется изображение, создается поскрипт-файл, где содержится информация о каждой точке, изображение сканируется и лазер проходит именно там, где нужно. Он как бы заряжает точки и (порошок) “прилипает” в заряженные места. Цифровая печать позволила: 1)перейти от краски к тонеру (как порошок графита); 2)перейти от механической печати к цифровой 3)перейти к доставке и печати вместо печати и поставки (в другой город можно послать поскрипт-файл и там печатать определенным тиражом); 4)перейти от больших тиражей к средним и маленьким — так выгодно (можно допечатывать продукцию по потребностям);5)от статического документа к переменному, т.е. в разных городах могут быть разные версии одной и той же газеты;6)от печати по опыту к печати по знанию;7)не занимать огромные складские помещения;8)использовать больше иллюстрационных возможностей (в цифровом виде 256 оттенков серого). Печатающие машины бывают тигельными, плоско-печатными и ротационными, которые различаются форматами, красочностью, подачей бумаги, способом печати, видами продукции и т.д. Для плоской печати – оптимальны тигельные машины. Тигель-металлическая плита для прижимания бумаги к печатной форме в ручных печатных станках и тигельных машинах. Плоско-печатная машина – маш., в которой бумажный лист в процессе печатания прижимается печатным цилиндром к плоской печатной форме. Используется главным образом в высокой печати. Ротационная машина — печатная машина, в которой печатная форма и поверхность, прижимающая к ней бумагу, представляют собой непрерывно вращающиеся цилиндры, между которыми проходит печатная бумага. Различают листовые (скорость 10-12 тыс. циклов в час) и рулонные (до 30-40 тыс.). Ротационная машина используется в основном для печати средних и массовых тиражей газет, журналов и книг.

Загрузка…

Типологические признаки жанров фотожурналистики.

Информационные жанры фотожурналистики. Все жанры фотожурналистики информационны, и все в той или иной степени художественны. Любая фотоинформация в печати, на ТВ, должна представлять для нас общественную и художественную ценность. Жанры журналистики можно разделить на информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Инф.ж.: в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация — наиболее оперативная форма отображения. 3 разновидности фотоинформации: некомментированная, комментированная и развернутая. Объем текстовой информации в них, как правило, заключается в рамки сообщения об одном факте. Различие мы находим лишь в обрисовке деталей, в тех или иных подробностях события. Фоторепортаж — более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий. Фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Он может быть и серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Каждый фоторепортаж должен иметь свою фабулу, четко очерченные пространственные и временные координаты изображения. Исследователи фотожурналистского творчества выделяют такие разновидности жанра, как хроникальный фоторепортаж, фоторепортаж-отчет, фоторепортаж с оценочным началом. Фотокорреспонденция — сравнительно новый для отечественной фотожурналистики жанр. Фотокорреспонденция не отображает напрямую развитие какого-либо события. В ней происходит осмысливание сложившегося положения дел в ходе тех или иных событий и явлений действительности, подводится результат определенных действий, дается их оценка и возможный прогноз. От развернутой фотоинформации этот жанр отличается тем, что фиксирует не единичный факт, а раскрывает взаимосвязи между несколькими фактами и событиями. Фотоиллюстрация — вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

Социальные функции телевидения.

Информационная функция. Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности. Культурно-просветительская. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов – сделать его ненавязчивым, предельно деликатным. Интегративная. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп. Социально-педагогическая или управленческая. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки. Организаторская. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом. Образовательная. К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.). Рекреативная. Также мало связана с журналистикой. Рекреация — это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

26. Жанры художественной публицистики на телевидении.

Очерк наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями. В нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. Очерк требует проявление таланта, творческого мастерства, профессионализма. Очерк – ядро телепублицистики художественной. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности). Он построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений) и облекается в художественно обобщенную форму. Для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен. Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения. При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

66 − 56 =