Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школах

Теория фонемы в Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школах

Читайте также:
  1. I. ТЕОРИЯ
  2. II. Теория (реализации) воспроизводства и обращения всего общественного капитала Маркса
  3. IV. Теория империализма В.И.Ленина и Розы Люксембург. Сравнительный анализ
  4. IХ. Теория и методика преподавания русского языка
  5. XIII. Теория воспроизводства Дестюта де Траси
  6. Адвокат Московской областной коллегии адвокатов
  7. Адвокат Московской областной коллегии адвокатов

Реферат

Выполнила студентка группы Р-2

Кузнецова А. А.

Пенза

План

Введение ………………………………………………………….. 2

1. Учение о фонеме в отечественном языкознании ………………. 3

2. Теория фонемы в Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологической школе ………………………………………….. 6

3. Теория фонемы в Московской фонологической школе ……….. 8

4. Сравнительный анализ теории фонемы в Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школах …….. 10

Заключение ……………………………………………………….. 13

Литература ………………………………………………………… 14

Введение

Учение о фонеме лежит в основе фонологии — раздела языкознания, изучающего функциональную значимость звуковой стороны языка. Основоположником фонологической теории русского языка является И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929), который в 70-х гг. XIX в. противопоставил понятию звука понятие фонемы, однако до сих пор по вопросу о сущности фонемы среди исследователей нет единства. В настоящее время в России ведущее положение в фонологии занимают два научных направления — Московская и Санкт-Петербургская (Ленинградская) фонологические школы.

Цель данной работы — рассмотреть основные положения этих школ, выявить общее и различное в теории фонем Московской и Петербургской фонологических школ.

Цель диктует необходимость реализации следующих задач:

1. Изучить теоретическую литературу по фонологии

2. Выявить основные подходы в теории фонем Московской и Петербургской фонологических школ

3. Провести сравнительный анализ теории фонемы данных фонологических школ

Теория фонемы как основная проблема фонологии до сих пор остается важной для лингвистов, так как касается вопросов восприятия речи, того, почему и как человек понимает звучащую речь, несмотря на различия в артикуляции звуков у разных людей. В этом и заключается актуальность данной темы.

1. Учение о фонеме в отечественном языкознании

Впервые понятие фонемы было сформулировано во второй половинеXIX столетия крупным русским лингвистом И. А. Бодуэном де Куртенэ(1845-1929), который обратил внимание на то, что восприятие звука речиможет не совпадать с его акустическими свойствами.Учение о фонеме было продолжено и развито русскими языковедами Л. В. Щербой (1880-1944), Н. С. Трубецким (1890- 1938) и др. В настоящее время наиболее известны три определения фонемы как звуковой единицы языка: 1. Фонема — это наименьшая звуковая единица языка, котораяразличает слова и формы слов: дом — том — лом — сом — ком и др. Слова и морфемы могут различаться всеми фонемами, образующими их звуковую оболочку: дом и сады; частью фонем: год и конь; порядком следования фонем: сон и нос; только одной фонемой: дом и дам, том и тол, крот и рот и др. Способность одной фонемы различать значимые единицы языка и составляет ее характерное свойство. Этот признак позволяет нам определить состав фонем в том или ином языке. Так, в русском языке твердые и мягкие парные согласные являются разными самостоятельными фонемами (за исключением некоторых спорных случаев), потому что только противопоставлением твердых и мягких согласных могутразличаться слова и формы слов: [ у д а р ] — [ у д а р’], [ м о л ] — [ м’о л ] ит.д. Данное определение характеризует фонему по ее функции в языке. 2. Фонема — это наименьшая звуковая единица языка, представляющаясобой звуковой тип (звукотип). Если сравнить гласные звуки в словах [ в а л ] и [ в’а л ], [ м о л ] и[ м’о л ], [ л у к ] и [ л’у к ], [ ш э с т ] и [ c’э c’т’], то мы заметим, что всопоставляемых словах гласные а, о, у, э имеют неодинаковыеартикуляционные характеристики: в сочетании с мягкими согласнымигласные а, о, у получают более переднее образование, а гласный эстановится закрытым, т. е. более верхнего подъема. Эти разные а, о, у, э непредставляют двух фонем а, двух фонем о и пр., а являются оттенками, иливариациями, одной и той же фонемы, соответственно фонемы а, о, у, э.Таким образом, каждая фонема объединяет целый ряд конкретныхзвуковых оттенков, что и позволяет назвать фонему звукотипом. Оттенкиодной фонемы не могут встретиться в совершенно тождественныхфонетических условиях. Например, звук [ a ] произносится в ударном слогев окружении твердых согласных или в начале слова перед твердымсогласным — [ м а л ], [ а к т ]; звук [’а ] — в ударном слоге после мягкихсогласных — [ м’а л ]; звук [ а ] — в первом предударном слоге или в началеслова без ударения — [ к р а с а ], [ а р т’и с’т’и ч н ы j ]. Звуки [ а ], [’а ],[ а ] — оттенки фонемы а. Определение фонемы как звукотипа характеризует фонему по еесоотношению со звуками речи. 3. Фонема — это набор дифференциальных признаков, по которымодна фонема отличается от другой в системе фонем. Так, гласные звуки в современном русском языке различаются поряду, подъему и лабиализованности. Это их дифференциальные признаки.Гласные а, о, у, э, и — самостоятельные фонемы, потому что они несовпадают по своим дифференциальным признакам. В то же время гласный[ а ] в слове [ д а р ] и гласный [ а ] в слове [ а р б у с ] — разные звуки:первый ударный и долгий, а второй безударный и краткий. Однако этиразные звуки являются оттенками одной и той же фонемы а, т. к. врусском языке долгота и краткость гласного не служат дифференциальнымпризнаком, не разграничивают самостоятельные фонемы. В приведенных трех определениях отразились различные аспектыфонемы. Понимание роли каждого из аспектов и их трактовка не совпадаюту представителей разных направлений в фонологии. В отечественномязыкознании сложились две фонологические школы — Московская и Санкт-Петербургская.

2. Теория фонемы в Московской фонологической школе

Загрузка…

Московская фонологическая школа представлена работами многих лингвистов: Н. Ф. Яковлева, В. Н. Сидорова, Р. И. Аванесова, П. С. Кузнецова, А. А. Реформатского, М. В. Панова и др. В своей фонологической теории Московская школа понятие фонемысвязывает с понятием морфемы: в одной и той же морфеме состав фонемдолжен быть одинаковым. В формах [ в а д а ] — [ в о д ы ] — [ в ъ д а в о с ]общая корневая морфема имеет разную звуковую оболочку: [ в а д ] -[ в о д ] — [ в ъ д ]. Звуки [ а ], [ о ], [ ъ ] в этом корне представляют однуфонему о, которая определяется по сильной позиции. В формах [ л о т к ъ ]- [ л о д ъ к ] общий корень различается согласными [ т ] и [ д ], которыепредставляют фонему д, определяемую по сильной позиции. В тех случаях, когда нельзя установить сильную позицию и точноопределить фонему, речь идет о гиперфонеме, которая может соотноситьсяс двумя простыми фонемами. Например, в слове [ с а б а к ъ ] первыйгласный находится в слабой позиции и неясно, вариантом какой фонемы онвыступает — а или о. Ни изменение слова собака, ни подбор родственныхслов не дают возможности поставить первый гласный в сильную позицию.Поэтому в первом слоге выделяют гиперфонему а/о, соотносительную спростыми фонемами а и о. Разные фонемы способны реализовываться одинаковыми вариантами(звуками); ср.: [ к о з ы ] — [ к а з а ] и [ в а л ] — [ в а л ы ]; [ в о д ы ] -[ в ъ д а в о с ] и [ д а м ] — [ в ы д ъ м ]. Фонема о реализована звуками [ о ],[ а ], [ ъ ]; фонема а реализована звуками [ а ], [ а ], [ ъ ]. Гласные [ а ], [ ъ ]являются в одном случае вариантами фонемы о, а в другом — вариантамифонемы а. Для таких общих вариантов вводится термин «слабая фонема» вотличие от сильной фонемы, которая передается звуком в сильной позиции.Это позволяет говорить о существовании в языке фонемных рядов,включающих в себя сильные и слабые фонемы: фонемный ряд фонемы о -[ о ], [ а ], [ ъ ], фонемный ряд фонемы а — [ а ], [ а ], [ ъ ].

А. А. Реформатский указывал, что «…различие фонем и тождество одной фонемы самой себе определяется функциональным, а не конкретно-звуковым (артикуляционным и акустическим) различием или тождеством выражающих их звуков». Поэтому, в отличие от ПБФШ, представители Московской фонологической школы считают фонему функциональной единицей, главное назначение которой — отождествлять морфемы и слова (конститутивная функция). Анализ МФШ предполагает определение состава фонем на морфемном уровне и опирается на положение о неизменности фонематического состава морфемы. По определению М.В. Панова фонема — «…это функциональная фонетическая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков». Поэтому фонема МФШ объединяет звуки, встречающиеся в разных позициях в рамках одной морфемы даже при отсутствии между ними органической связи. Например, в слове кот фонемный состав может быть представлен так: < к (о,а) (т,т'д)>. Однако в некоторых случаях подобный анализ не позволяет определить все фонемы , составляющие слово. Например, в слове собака первый гласный звук всегда безударен и не входит в ряд чередований. Нельзя с определённостью сказать, что это: представитель фонем [о] или [а]. В подобных случаях сторонники МФШ говорят о гиперфонеме. Например, М. В. Панов пишет, что гиперфонема — «это фонема на ступени неполной языковой выявленности» и определяет её как общую часть двух или нескольких нейтрализованных фонем. Таким образом, по МФШ в состав слова собака входят несколько фонем и одна гиперфонема.

Можно сделать вывод, что способ анализа Московской школы не даёт исследователю возможности в любом случае определить полный состав фонем данного слова.

3. Теория фонемы в Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологической школе Санкт-Петербургская фонологическая школа (СПФШ) продолжает и развивает идеи Л. В. Щербы. Концепция этой школы излагается в работах учеников Л. В. Щербы: М.И.Матусевич и Л. Р. Зиндера, а также в работах А. Н. Гвоздева, Л. В. Бондарко, Л. Л. Буланина и др. Это фонологическое направление исходит из того, что звуковой строй языка относительно автономен. Поэтому неправомерно устанавливать состав фонем в слове, опираясь на морфему. В одной и той же морфеме состав фонем может быть неодинаковым. Свойства фонемы определяются собственно фонетическими, а неморфологическими признаками. Такими признаками являютсядифференциальные акустико-артикуляционные характеристики звука речи.В формах [ в о д ы ] — [ в а д а ] разные по дифференциальным признакам гласные звуки первого слога: гласный [ о ] заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; гласный [ а ] среднего ряда, нижнего подъема,нелабиализованный. Гласные [ о ] и [ а ] различают в русском языке слова иформы слов. Следовательно, формы [ в о д ы ] и [ в а д а ] имеют в корнеразные фонемы — о и а, а не варианты одной и той же фонемы. В формах[ л о т к ъ ] — [ л о д ъ к ] т и д — самостоятельные фонемы, так как они обладают разными дифференциальными признаками (т — глухой, д — звонкий) и выполняют различительную функцию фонем (ср. том — дом).Для Санкт-Петербургской школы понятие гиперфонемы оказываетсяизлишним, так как определение фонемы в слове опирается в первуюочередь на фонетические, а не морфолого-позиционные признаки: в слове[ с а б а к ъ ] первая гласная — фонема а. Из сказанного не следует, что в концепции Санкт-Петербургской школы фонема и звук речи отождествляются, не разграничиваются. В словах [ м а л ] и [ м’а л ], [ м о л ] и [ м’о л ], [ л у к ] и [ л’у к ], [ ц э л ] и [ м’э л ] гласные звуки не тождественны, но в сопоставляемых парах реализуется одна и та же гласная фонема. Гласные звуки [ а ] и [’а ] — это оттенки фонемы а; [ о ] и [’о ] — оттенки фонемы о; [ у ] и [’у ] – oттенки фонемы у; [ э ] и [’э ] — оттенки фонемы э. Важно, чтобы оттенки однойфонемы объединялись общими дифференциальными признаками. Основнойвид фонемы проявляется в абсолютно сильных позициях, а в другихфонетических условиях выступают оттенки фонемы или иные фонемы.

Фонема СПФШ — относительно самостоятельная автономная материальная единица, не имеющая прямой связи с морфемами, в состав которых она входит. Профессор Л. Р. Зиндер, последователь Л. В. Щербы, указывал, что » фонема, обладающая определёнными положительными чертами, всегда может быть опознана по этим чертам». Естественно, что представители ЛФШ всегда рассматривают звук как представитель фонемы, например, звук [т] (в слове сад) как представитель фонемы «т», а звук [д] (в слове сады) как представитель фонемы «д».

Такой подход позволяет легко определить состав фонем в словоформах. Однако, и как об этом пишет Л. Р. Зиндер, «…если данная словоформа характеризуется вполне определённым составом фонем, то этого нельзя сказать о лексеме и морфеме». Получается, что морфема может иметь разный состав фонем в различных словоформах; при этом происходит чередование фонем. Например, в словах сад — сады чередуются «т» и «д». В других случаях, например в словах кот и код, получается, что корневые морфемы разных по значению и написанию слов в разных позициях могут включать в качестве последней фонемы либо «т», либо «д» (ср.: кот бежит, коды, котик, код трудный и т.д.). Таким образом, можно заметить, что, хотя в подобных случаях морфемы и наделены самостоятельным значением и не являются омонимичными, фонемный состав не позволяет дифференцировать их друг от друга.

4. Сравнительный анализ теории фонемы в Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школах

Обе школы рассматривают фонему в различительно сильной позиции с одной и той же точки зрения — функциональной. Принципиальные различия двух школ можно представить следующим образом:

Основные различия МФШ СПФШ
1. Подход к пониманию фонемы теоретический экспериментальный
2. Понятие фонемы Фонемы — самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем Фонема — кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов
3. Функции фонемы 1) перцептивная
(способствует отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем);
2) сигнификативная (способствует различению значимых единиц)
1) конститутивная — создание звукового облика значащих единиц языка (со стороны говорящего);
2) опознавательная — другая сторона конститутивной, проявляющаяся при рассмотрении со стороны слушающего;
3) различительная (дистинктивная) — использование своеобразия фонемного состава значащих единиц для их различения; является следствием конститутивной-опознавательной функции
4) разграничительная
4. Взгляды на количество фонем в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных 41 фонема: 6 гласных и 35 согласных
5. Взгляды на самостоятельность некоторых фонем 1) мягкие [г’], [к’], [х’] не признаются самостоятельными фонемами, эти звуки являются лишь вариантами фонем <г, к, х>;
2) гласный [ы] не признается самостоятельным, т. к. является вариантом фонемы <и>.
1) СПФШ рассматривает /г’, к’, х’/ как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет;
2) звуки [ы] и [и] – отдельные самостоятельные фонемы, т.к.:
а) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем;
б) гласный [ы] способен к различению слов наряду с другими гласными фонемами: вол, вал, вил, выл;
в) в некоторых иноязычных словах [ы] встречаются в начале слова: Ындин, Ыйсон.
6. Представители Р. И. Аванесов,
М. В. Панов,
А. А. Реформатский,
П. С. Кузнецов,
В. Н. Сидоров,
Л. Л. Касаткин,
Н. Ф.Яковлев и др.

Л. В. Щерба,
Л. Р. Зиндер,
М. И. Матусевич,
Л. В. Бондарко,
М. В. Гордина,
А. Н. Гвоздев,
Л. А. Вербицкая и др.
7. Исходная единица морфема словоформа

В МФШ звуки речи объединяются в звуки языка на основе артикуляторно-акустического сходства, а звуки языка объединяются в фонемы на функциональной основе. При установлении функционального тождества звуков и объединении их в одну фонему учитывается прежде всего позиционное поведение этих звуков.

Основным признаком МФШ является морфонологизм, т.е. фонемы рассматриваются как постоянный структурный элемент морфемы. Благодаря этому устанавливается тесная связь между фонемой и морфемой, подчеркивается зависимость фонемы от морфемы, снижается самостоятельность фонемы как особой единицы языка.

В СПФШ фонема и фонологический уровень самостоятельны благодаря потенциальной связи фонемы и морфемы. Именно благодаря самостоятельности фонемного уровня с помощью дистинктивных (смыслоразличительных) свойств фонемы различаются звуковые оболочки, т.е. звучание, а потом значения (смыслы), если они выражаются данными фонетическими формами (звуковыми оболочками).

Заключение

Появление понятия фонемы связано с именем выдающегося русского лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ, который определил её как абстрактный, типизированный звук, который представляет собой совокупность всех возможных реализаций. И. А. Бодуэна де Куртенэ высказал мысль, что фонема имеет смыслоразличительную функцию, то есть помогает различать слова и морфемы. Благодаря этому стало понятно, почему люди, говорящие на одном языке, понимают, о каком слове идет речь, хотя артикуляция звуков у разных людей может отличаться.

На основе теории фонемы И. А. Бодуэна де Куртенэ развились многие фонологические школы. Однако в настоящее время в России ведущее положение в изучении фонемы занимают два научных направления — Московская и Санкт-Петербургская (Ленинградская) фонологические школы.

Эти школы имеют как общее (признание необходимости введения абстрактной типизированной фонемы, рассмотрение фонемы с функциональной точки зрения), так и различное, заключающееся в подходе к пониманию фонемы, в определении фонемы, во взглядах на количество фонем русского языка и т. д.. Важнейшее положение МФШ — необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие этой школы от СПФШ).

Литература

1. Аванесов Р. И. Из истории Московской фонологической школы (фрагменты беседы) // Русский язык в научном освещении. — 2005. — № 1 (9). — С. 214—228.

2. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика (Глава 2. «Фонология»): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

3. Касаткин Л. Л. Московская фонологическая школа // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990.


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 2