Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина

Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина предполагает наличие рыночной структуры, где число продавцов, как и в модели чистой кон­куренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно незави­симо от конкурентов, что отличает ее от режима чистой монополии. Вторым признаком модели является наличие качественно разнородного, дифференци­рованного продукта, что определяет сосуществование элементов конкуренции и монополии (так как покупатели предпочитают товары с определенными каче­ствами и готовы платить за них более высокую цену). Наконец, для данной мо­дели характерен неограниченный вход в производство и реализацию близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели.

Заслугой Э.Чемберлина является ревизия устаревшей концепции «чистой конкуренции» наряду с критическим подходом к категории «полной монополии».

Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Исходным положением концепции Дж. Робинсон стало признание реального факта влияния монополий на ценообразование, что и понимается под термином режим «несовершенной конкуренции».

Таким образом, в центр внимания Дж. Робинсон попадает проблема исследования механизма ценообразования в условиях возможности крупных компаний (монополий) использовать цены в качестве инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта.

В условиях же несовершенной конкуренции феномен «дискриминации в ценах» проявляется через продажу одного и того же вида товара различным категориям покупателей по различным ценам. Отсюда Дж. Робинсон заключает, что стремление к максимизации прибыли требует от монополиста назначать высокую цену на новый товар, ориентируясь прежде всего на сегмент рынка с низкой эластичностью, и по мере насыщения спроса на нем переходить в иные сегменты с более высокой эластичностью спроса по цене, постепенно снижая цену.

Теорию несовершенной конкуренции Дж. Робинсон невозможно представить без концепции монопсонии (от греческого – один покупаю).

Исследование феномена монопсонии позволило Дж. Робинсон прийти к выводу о возможности применения монопсонистом метода ценовой дискриминации, т.е. приобретать продукцию у различных продавцов по различным ценам в зависимости от эластичности предложения различных групп продавцов. Поэтому Дж. Робинсон вполне логично поставила вопрос об эффективности и справедливости сложившегося механизма несовершенной конкуренции, исходя из явно негативной оценки результата монополизации.

Теория экономической динамики Йозефа Шумпетера

Главная особенность теории экономической динамики и концепции эко­номического развития. Й. Шумпетера состоит в том, что он концентрирует внимание на производственных факторах. Это позволило ему провести четкое разграничение между процессом простого воспроизводства и процессом разви­тия системы (динамикой), что и явилось определенной новацией в неокласси­ческой теории. Ученый называет данное состояние системы хозяйственным кругооборотом, где все доходы равны затратам, ценность любого продукта производства равна ценности использованных производственных факторов, а формирование стоимости (ценности) происходит в соответствии с законом аль­тернативных издержек.

Теория развития заставляет несколько по-иному взглянуть и на феномен конкуренции и монополии, которые также взаимосвязаны, по Шумпетеру, с процессом нововведений и функцией предпринимателя. Для этого ученый вводит новые понятия – эффективная конкуренция и эффективная монополия. Эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамики, ибо она осуществляется на основе инноваций, которые изменяют собственно экономическую среду. Возникает возможность получения доходов благодаря производству новых предметов или предметов, ранее производимых, но более дешевым рациональным способом.

При всей несхожести взглядов этих авторов, их исследования явились крупным шагом в развитии идей неоклассической школы. Во многом благодаря этим ученым начался пересмотр сложившихся представлений о механизме функционирования и перспективах развития рынка в новых условиях XX столетия.

Загрузка…


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 2 =